Прием заявок по неисправным техническим средствам ОДД: светофорам, знакам и пр.
+7 (812) 576-01-91 (многоканальный)
+7 (812) 576-01-90 (резервный)

Светофорное хозяйство в Санкт-Петербурге, диалог со специалистом Центра управления дорожным движением Санкт-Петербурга

— Петербург называют светофорной столицей, почему?
— Дело в том, что первые светофоры в России появились именно в Петербурге. В 1930 году на углу Невского и Литейного проспекта. Этот светофор работает на этом месте до сих пор. Правда, «начинка» у него уже другая, более современная.
А самый первый автоматический светофор появился в Англии в 1868 году. Он работал на газовой лампе и облегчал членам Лондонского Парламента переход проезжей части улицы. Однако через четыре недели после установки он взорвался и поранил полицейского. После чего о светофоре забыли почти на 50 лет. До тех пор, пока в 1910 году не было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов. В августе 1914 году в США появился первый предшественник современных устройств, он имел красный и зеленый фонарь, а при переключении света издавал звуковой сигнал. Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Ню-Йорка в 1920 году.

-Сколько сегодня в городе работает светофоров?
— Точная цифра количество светофорных объектов в городе колеблется. Какие-то светофоры находятся в ремонте, какие-то демонтируются и где-то появляются новые объекты. В целом сегодня в Петербурге около 1600400 светофорных опорных постов. В данном случае речь идет не об одной «палке с фонарями», а об светофорно -регулируемом объекте.
Современный светофор — это очень дорогостоящая высокоинтеллектуальная аппаратура, выполняющая огромное количество функций, про которые граждане даже не догадываются. Например, большая часть светофорных объектов хранит библиотеку режимов, которые включатся в зависимости от дней недели и времени суток.
Около девятисот светофорных объектов подключены к центру управления дорожным движением, что позволяет им работать в автоматизированных системах управления. В частности, на Васильевском острове работает сетевая адаптивная система, которая позволяет координированно управлять всеми объектами острова
Адаптивность — это возможность адаптироваться к текущей ситуации на дороге. Адаптивный светофор не имеет четко выверенного режима, он отслеживает интенсивность движения транспорта, параметры транспортного потока, его плотность, и на основе алгоритмов принимает решение о том, как подкорректировать режим регулирования.
В настоящее время главной новинкой дорожного движения является система приоритетного пропуска транспортных средств перевозящих корреспондентские группы. Система разработана и произведена в Петербурге и уже отлично зарекомендовала себя при проведении Кубка Конфедераций.
Автобусы, перевозящие участников соревнований и гостей, оснащены специальным устройством для определения места положения транспорта и внесения корректив в планы работы автоматизированных систем управления по основным магистралям нашего города. Таким образом, приоритет движения этих автобусов будет обеспечен без существенного вторжения в логику организации движения остального транспорта.
В последующем Дирекция планирует использовать это техническое решение для реализации приоритета маршрутных транспортных средств.
Дирекция постоянно находится в поиске новых технических решений, способствующих повышению эффективности организации дорожного движения, снижению стоимости работ, повышению безопасности дорожного движения.
Основными направлениями являются:
• Разработка новых алгоритмов управления
• Разработка новых способов детектирования транспорта и других участников дорожного движения
• Реализация новых способов передачи управляющей информации
• Сокращение энергопотребления устройствами.

— Кто и как принимает решения об их установке? На Петроградской стороне на перекрестке улицы Мира и улицы Чапаева постоянно происходят аварии. Что надо сделать, чтобы там установили светофор?
— Существует ГОСТ, в котором указаны основания для установки светофоров. В нем учитываются такие показатели, как интенсивность движения транспорта и пешеходов. Бытует заблуждение, которое часто встречается и поддерживается около профессиональными дилетантами о том, что для того, чтобы якобы установить светофор нужно, чтобы на этом месте произошло не менее трех ДТП с пострадавшими. Это чушь. Я не знаю кто, придумал, что за установку светофоров надо заплатить жизнями людей. На самом деле в городе светофоров, которые появились на перекрестках по причине аварийности всего где-то около 5%.
Чаще всего основой причиной для введения светофорного регулирования является наличие какие-то социальных предпосылок. Например, моя дочь учится в гимназии в Калининском районе. Классы начальной школы находятся в помещении детского сада с одной стороны улицы Ушинского, а взрослые — с другой. При этом пешеходный переход находится достаточно далеко от школы. И дети вынуждены переходить оживленную улицу. И вот на этом месте дирекция приняла решение об установке светофора. Также основанием для оборудования регулируемого пешеходного перехода является детская поликлиника, социальное учреждение дли инвалидов и ветеранов.
Существенным фактором для установки светофоров для нас является и обращение граждан. Правда, мы обнаружили такой факт – петербуржцы понимают, что таких обращений должно быть много. И порой мы получаем сразу несколько писем, написанных, словно бы под копирку, с одним и тем же текстом. Где меняется только подпись заявителя. Все эти обращения мы проверяем. Проектный отдел выезжает на место, ведет сбор информации об интенсивности движения транспорта. Порой ставим видеокамеры. Чтобы потом на основе видеофайла сделать точный анализ транспортной обстановки. В некоторых случаях используем и видео детекторное оборудование. После чего на сновании всех полученных данных уже принимаем решение – нужно или не нужно устанавливать здесь светофорного регулирование.

— Говорят, что стоимость одного светофора составляет больше одного миллиона рублей?
— Проектирование одного светофорного объекта — это достаточно сложная работа. Сюда входит и разработка схем расстановки светофорных колонок и прокладка кабельно-питающей линии, и топографические исследования подземных коммуникаций. Что касается стоимости установки и монтажа самого светофорного оборудования то цена в миллион рублей – это какой-то-то очень дешевый светофор. Например, чтобы построить светофорные объекты на перекрестке, требуется 2, 5- 3 млн рублей. А вот установить светофоры на огромной площади на проспекте Славы обойдётся в сумму уже в 10 млн рублей. Поэтому когда кто-то из горожан в возмущении вскидывает руки, мол, что это такое, три лампочки на пакле не могут строить таких бешеных денег, хочу возразить. Современный светофор — это высоко сложные электроустановки, которые состоят из самих светофоров, всевозможных датчиков транспортных средств, колонок, опор, стоек и прочего дополненного оборудования.
Современный светофор — это очень дорогостоящая высокоинтеллектуальная аппаратура, выполняющая огромное количество функций, про которые граждане даже не догадываются. Например, большая часть светофорных объектов хранит библиотеку режимов, которые включатся в зависимости от дней недели. В зависимости от времени суток.

— В городе в качестве эксперимента появились лежачие светофоры. Где их можно увидеть? И насколько удачным оказался эксперимент?
В настоящее время проходит апробацию система под названием – лежачий светофор. В виде светящейся черты на тротуаре, в зоне занижения бортового камня на пешеходном переходе. Встроенные в проезжую часть светодиодные элементы дополнительно указывают пешеходу, на то, какой свет сейчас горит на светофоре. Подобная система сейчас установлена на Большой Морской улице. Сейчас идет ее апробация, чтобы понять все ее положительные и отрицательные стороны. Надо посмотреть, как лежачие светофоры поведут себя зимой.

— Сколько, на Ваш взгляд, в городе нужно еще установить светофоров? Есть ли у этого прибора альтернатива? Какими могут стать светофоры в будущем?
Петербург постоянно растет и развивается. Формируются все новые и новые кварталы жилой и деловой застройки. Поэтому количество светофоров будет постоянно увеличиваться. Будущее за интеллектуализацией светофорного движения. Такие технологии уже существуют. Например, на Васильевском острове светофоры не просто синхронизированы, но они еще и могут обмениваться информацией, и не только те, что на одной магистрали расположены, а по сути — на всем острове. По нашим оценкам, это увеличило пропускную способность на 30 процентов. К сожалению, это максимум. Да, сегодня Васильевский стоит в пробках. Многие нам жалуются, но надо учитывать ремонты, закрытия дорог и проблему с мостами. Уверяю вас: без умных светофоров было бы еще хуже.